Кулагин Андрей Павлович родился 1961году, в г. Семипалатинске Каз.ССР.
С 14 лет работал художником- оформителем.
Закончил графический факультет Семипалатинского педагогического института. Будучи студентом, участвует в областных, республиканских и всесоюзных выставках, в частности «Днях Казахстана в Париже», дебютировал первой персональной выставкой.
Увлечение произведениями Ф.М. Достоевского перерастает в написание портрета писателя в годы семипалатинской ссылки, которая стает дипломной работой художника. Достоевсковеды организовывают в литературнрно-мемореальном музее выставку работ молодого мастера. Его творчество получает высокую оценку. Гран При на республиканской выставке, звание Лауреата, Знак почета Министерства Культуры СССР, избирается председателем Областного Совета Художников. Ему всего лишь двадцать с небольшим лет! Как дальше могли бы развиваться события, но национальные проблемы, порожденные перестройкой заставили задуматься о переезде. Вопрос не стоял «куда?». «Украина земля моих предков» – говорит Андрей Кулагин.
С переездом художник продолжает много и увлеченно работать. Под его руководством осуществлена реставрация памятника архитектуры 1702года, костела Св. Анны в городе Тальное Черкасской обл., художественные росписи офисов и общественных зданий. Его дизайнерские решения всегда отличает смелость мысли и оригинальность технологических решений.
О жизни и творчестве этого неординарного человека можно было бы смело писать роман, достаточно лишь упомнить то что, он, будучи, глубоко верующим стал серьезно изучать Библию, поступает в богословский университет, заканчивает его со степенью магистра. Другой на его месте, став редактором христианской газеты, использовал бы полученные знания и был доволен собой, но не тут тот было. Он хочет знать и понимать Библию все глубже, для этого отказывается от достигнутого, чтобы стать просто студентом заочником московского института иудаизма. Это как он сам говорит: позволило «принять Библейские тексты, что называется из первых рук». Он является автором ряда статей по христианской этике и фундаментальным исследованиям в толковании Ветхого и Нового Заветов. Эта статья посвящена лишь одной грани творчества А.Кулагина, но которой он верен вот уже около тридцати лет. Живопись! «Здесь мое наибольшее вдохновение – говорит художник – здесь наибольший процесс самосовершенствования и самореализации. Вообще то природа вдохновения сакральна, в нем любой творческий человек обретает потерянный Рай и уподобляется своему Творцу»
Большое место в творчестве Кулагина еще со времен института, как мы уже упоминали, занимала тема Достоевского, теперь он создает образ писателя в смирительной рубашке на фоне гравюры с картины Тициана «Динарий кесаря» (любимой картины Достоевского), сегодня полотно находится в частной коллекции во Франции. Его графические портреты поражают остротой и меткостью характеристик, красотой очень точной и лаконичной линии. Для Андрея Кулагина, живописца по преимуществу, акварель является особой областью, хотя и соседствует с его работами маслом, но имеющей свои, характерные для данной техники черты. Хорошо чувствуя требования материала, художник вносит в свои акварельные листы значительно больший лаконизм, чем в работы маслом. Многие из них очень ярки, при чем форма акцентирована сочными, стремительными мазками, уверенно проложенными поверх мягко растекающегося живописного пятна; в других – мазки отсутствуют, и композиция строится на тонких и нежных градациях цветовых отношений.
Акварелью Кулагин работает постоянно, особенно во время путешествий. Как бы дополняя одна другую, эти акварели слагаются в стройные циклы- Крепости Западной Украины, Одесса, Израиль, Италия, Чехия. Они, очень различны по настроению, иногда и по манере, но в них всегда присутствует мужественная энергия и бьющая ключом полнокровная жизнерадостность, присущие творчеству этого мастера.
Просто, искренне и свободно выполнен пейзаж «Одесский яхт клуб». Чуть намеченные на первом плане парусные катера уходят в воздушную глубину. Широко раскинулось небо, легкое и прозрачное. Богатство его оттенков повторено морем, тоже прозрачным, но более плотным и материальным. Свободно разливающиеся цветовые пятна сдерживаются меткими ударами кисти, обозначившей парус катера на низкой линии горизонта в окружении других катеров, что придает цельность всей композиции. Сделанная легко и быстро, как бы на одном дыхании, это одна из лучших акварелей художника, может быть, самая лучшая.
На том же уровне высокого мастерства выполнена акварель «Виа Долороса», с которой через время была сделана работа маслом.
Очень поэтичны и его натюрморты, в которых предметы благодаря ритмичному узору очертаний, воспринимаются, словно в непрестанном движении. Эмоциональная выразительность в них приходит через музыкальную вибрацию света, цвета, линии и пятна, как в натюрморте «Белый гладиолус»
Станковая живопись мастера, в частности его пейзажи всегда выполнены в едином ключе, все цветовые отношения очень корректны, а цвета логически вызваны к жизни друг другом. Тональность в музыке создает единство композиции, и если в результате ошибки перепутать диез с бемолем, интонация произведения нарушится. Похожее происходит и в живописи, цвет, находящийся за пределами гармонического диапазона естественного атмосферного света, также может стать причиной конфликта, поэтому художник пользуется объединяющей цветовой гаммой, как это видно в картинах: «Осень в Мариинском», «Теплый вечер. Тальное», «Венеция. Холодный день», «На старом еврейском кладбище»
Как истинный художник Кулагин ищет выразительные пластические средства для воплощения своих замыслов. Он проявляет особое внимание к композиции, «режиссуре» картин. Иногда приходит ощущение, что ему тесно в рамках классической живописи и тогда он вырывается за ее пределы в воды символов сюрреализма, как – это было с картиной «Достоевский в смирительной рубашке», так происходит и сейчас «В ожидании Грааля», «Ночное расцветание раковины», «Оставленная иллюзия прощается с мотыльком», «Небытие условностей». Сюрреализм Кулагина не уводит в абсурд нереального, но напротив – это хотя и сны, но как бы вещие, помогающие легче ориентироваться в реальности. В подтверждение своих слов приведу лиш один пример: недавно я зашла в один из наших учебных офисов где за одним из столов, компютерной заставкой была так хорошо знакомая мне картина „Меланхолия”, которую я год назад видела в киевской мастерской художника. Картина с таким названием пропитана оптимизмом. Голый шут в позе эмбриона сидит под бесцветным шаром. Сидит удерживая зановес с призраками. Он сам виноват в своих химерах, зановес упадет тотчез как он встанет. Надо только сделать усилие воли и сетуация изменится. Мне кажется, смысл этой картины очень созвучен с мыслью автора высказанной в одной из его богословской статье: «Оружие дьявола – заставить поверить в поражение, не дать увидеть последний шанс. А поверить в поражение – значит поверить, что есть нечто, не исходящее Свыше. Следует знать, что Бог не совершает ошибки, когда, кажется, что дела начинают идти плохо. Это лишь часть того, чтобы они были лучше, мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше; дьявольский плен начинается с веры в то, что мы малы, а мир велик. Поверив в это однажды, мы способны верить, что он нас раздавит, и начинаем бояться этого.
Бояться мира – значит отрицать единственность его Создателя.»
Огненно яркий, как вспышка молнии, красный телефон на черном фоне «Звонит телефон» и женский торс в нежно пастельных тонах на фоне, которого в клетке сидит бумажный голубок «Коханчик» картины переполнены теплой иронией это уже не сюр, это модерн, в котором Кулагин чувствует себя тоже, как рыба в воде.
Сегодня картины художника находятся в частных коллекциях и галереях Австрии, Австралии, Великой Британии, Ватикана, Германии, Италии, Нидерландов, Польши,
С. Ш. А, Словакии, Франции, России и Украины.
Такие работы как триптих «Амар Хайям», приобретенная для галереи Ирака и «Портрет первого Нунция (посла) Ватикана в независимой Украине Антонио Франко» стали знаковыми в творчестве художника, графический лист «Да восстанет Бог и расточаться враги Его», была приобретена Вячеславом Черноволом
Каждый день Андрея Кулагина полон новых творческих впечатлений и планов на будущее. Систематически, в каком то из залов Киева проходят вернисажи мастера. Вот уже три года как он руководит творческим коллективом художников Вооруженных Сил Украины при Центральном Доме Офицеров. За это время организованы десятки выставок, традиции студии которой в разные годы консультировали и руководили такие метры Украинского изобразительного искусства, как: Касьян, Григорьев, Пузырьков, Годунов…, пишутся на новых страницах. Художник беспокойного характера он с жаром пытается помочь любому обнаруженному им таланту.
Ол. Миджли культуролог Англия